Ольга Оводова (olga_ovodova) wrote,
Ольга Оводова
olga_ovodova

Categories:

Ходоки у Ленина

Я сегодня пообщалась с та-акими важными птицами.

Советником Президента РФ по правам детей с ограниченными возможностями

и

Ведущим специалистом Департамента с названием на три строки Министерства Образования Российской Федерации.

О как. И оба они сказали, что Серегу не берут в школу незаконно.

Завтра понесу эти знания в школу, а вот в РОНО обрадовать некого, все нужные люди на больничном.

А еще мне заодно прислали статью по теме.

  Статья написана журналистом МК, присутствовавшим при проверке
  Сергиево-Посадского интерната Управлением по правам ребенка
  Уполномоченного по правам человека в РФ при участии нашей организации.
 
  КОМБИНАТ ДЕТСКОГО ПЫТАНИЯ

  В России официально действуют концлагеря для маленьких инвалидов

  ...ИХ земной путь может начаться по-разному. Может   в семье, а может 
  в детдоме, который справедливее бы назвать концлагерем. Но заканчивается
  одинаково: за высоким забором в психоинтернате для взрослых.
  Места для детей-инвалидов с психоневрологическими нарушениями в нашей  стране нет. Их не принимают в детсады и школы, им вообще негде работать.
 Они  растут, чтобы уйти в никуда. А государство просто худо-бедно оплачивает им  долгие похороны.
  Официально в России около 650 тысяч детей-инвалидов. Неофициально   1,5  миллиона. Две трети из них   люди с психоневрологическими нарушениями. И их  положение   самое жуткое.
 
  Их дом   тюрьма
 
  Страна Советов относилась к инвалидам гуманнее, чем Третий рейх. Детей
  с отклонениями в развитии не отправляли в печи: их просто убирали с глаз
  народа. Для них построили  резервации"   интернаты. Тогда же родился миф:  умственно-отсталые дети рождаются лишь у отбросов общества. И  отбросам"  сразу предлагали отмыться от позора, сдав  урода" в интернат. В роддомах до  сих пор говорят мамам, родившим таких детей: зачем тебе этот овощ, сдай! А  государство молчаливо с ними соглашается.
  Удивительно: каждый ребенок-инвалид в интернате обходится казне в 500
  долларов в месяц (впрочем, до детей доходит лишь ничтожная часть). Но если  семья решится оставить ребенка у себя... Пенсия ребенка-инвалида в России    около 2 тыс. рублей. Большинство семей с такими детьми живет далеко за  чертой бедности. Иногда родители сдают больных чад просто потому, что им их  не прокормить. А иногда   потому, что боятся стать изгоями, как другие  родители, отважившиеся сами воспитывать инвалидов.
  Таким мамам приходится жертвовать свободой, карьерой, работой. Устроить  такого малыша в сад или школу сложнее, чем попасть на Луну. Няню для них не  найти (да и на какие шиши?). А прохожие будут косо смотреть всю жизнь.
  В московских семьях, по экспертным оценкам, живет 15 20 тысяч детей с  тяжелыми нарушениями развития. Часто у них целый букет болезней:
  гидроцефалия, ДЦП, нарушение зрения, слуха, синдром Дауна...
    Моего ребенка не возьмут ни в какую школу. Ни в школу для детей с ДЦП  (он не понимает речи). Ни туда, где дети тоже ничего не понимают (у него  эписиндром). Ни даже туда, где дети с тем же эписиндромом (потому что у него  ДЦП),   говорит одна такая мама.   А чиновники все время твердят: ваш  ребенок   ошибка природы, сдайте его в интернат.
    Я знаю случаи, когда сами родители, оставшись без поддержки со  стороны, умирали раньше времени,   говорит председатель ассоциации
   Даун-Синдром" Сергей Колосков.
  Неудивительно, что интернаты многим родителям кажутся единственным  выходом. У 95% детей, попадающих туда, есть родители. Такие мамы не знают  (или не хотят знать), что происходит с их детьми дальше. По статистике,  каждый третий ребенок с психоневрологическими нарушениями не доживает в  интернате до 18 лет.
    Помню случай: из четырех даунят, попавших из дома малютки в интернат,  трое умерли в первые три месяца. А единственная уцелевшая девочка похудела  сразу на 12 кило,   говорит Роман Дименштейн, педагог Центра лечебной  педагогики (ЦЛП).
  Сначала такие дети попадают в дом ребенка, где содержатся лет до 3 4.
  Дальше комиссия решает, кто из детей может учиться, а кто нет. Первые  попадают в интернаты Минобразования. А дети с тяжелыми нарушениями развития,  получив клеймо  необучаемые",   в интернаты системы соцзащиты. Им не  положены педагоги. Ужасно, но среди них оказываются дети с высоким  интеллектом   те же аутисты, которые просто не умеют общаться.
    Родителей нельзя винить в том, что они отдают детей,   считает  Колосков.   Люди, у которых рождаются дети с тяжелыми отклонениями,
  находятся в шоке. Их может убедить лишь помощь государства. Но ее   нет.
  На словах государство выступает против дискриминации по состоянию  здоровья. А на деле у нас выбрали дорогой и циничный способ содержания
 детей  с нарушениями развития.
  ...В 1998 году французские журналисты сняли фильм о российских детских  интернатах для умственно отсталых. На экране   голые или в смирительных  рубашках дети со связанными прозрачными от худобы ногами. Постели без  простыней и подушек. Во время еды их привязывают к лавкам. Крупным планом  оператор снимает, как мальчик писает под скамейку, а санитарка начинает на  него орать. В одну кровать засовывают по четыре ребенка...
    Почему они такие худые? Даже если их и кормят, пища в таких условиях  не усваивается. Чаще всего дети умирают там не от голода, а от тоски, 
  говорят специалисты. Всю оставшуюся (как правило, недолгую) жизнь дети  обречены провести за забором.
  Самое тяжелое положение у детей с множественными нарушениями. Как  правило, с ними не занимаются ни педагоги, ни психологи. А на несколько
  десятков детей полагаются одна-две санитарки. Бесчеловечная система ломает  даже самых ранимых людей: они становятся бесчувственными к детской боли.
 Они  должны успеть всех перепеленать, переодеть, покормить, вымыть пол в  отделении... Но это нереально, и частью работы приходится жертвовать.
  Например, кормлением.
  Моют детей в лучшем случае раз в неделю. Чтобы не задохнуться от  тошнотворного запаха, санитарки открывают форточки в любую погоду.
    В одном интернате к нашему приезду несколько детей усадили по трое на  ковер. Чтобы мы не увидели, что у них связаны руки. Зачем? Чтобы они не  вызвали у себя рвоту, не поцарапались. Если их учить, они этого делать не  будут. Но их никто не учит,   говорит Колосков.   А на ночь им связывают  ноги.
 
  Американец хотел застрелиться, увидев ЭТО
 
  Мне удалось попасть в один из интернатов системы соцзащиты для детей с
  тяжелыми умственными отклонениями. Туда под любыми предлогами никогда не  пускают журналистов. Не называю его только потому, что он   далеко не самый  плохой. Все остальные   такие же или еще хуже.
  Но мне повезло мы поехали вместе с начальником Управления по правам
  ребенка при российском омбудсмене Натальей Яковлевой и Сергеем Колосковым.
  Поехали с проверкой. Администрация успела подготовиться: кругом чистота,  аккуратно расставленные игрушки, детишки в галстуках и нетронутые тюбики с  зубной пастой. Не успел выветриться лишь тяжелый запах. Всю ночь (!)  накануне дети-колясочники учили для нас песни:  Детский дом   наша семья,  здесь нам хаа-ра-шо!" Слова написала воспитательница.
  А директриса показала шикарный ремонт и похвасталась  домашними  условиями". Но когда мы остались с детьми наедине, они принялись
 жаловаться  наперебой.

    Нас ставят на коленки или едой наказывают   полдника лишают. Вот Юрку  один раз раздели догола и перед всеми заставили в углу стоять.
    Я умственно отсталый, но кое-что понимаю,   сказал один мальчик.   Но  есть дети, которые не могут за себя постоять. Няньки у них все вкусненькое и  подарки родителей забирают.
  Дети рассказали нам, что малышей, которые описаются, бьют, надевают им  простыни на голову, а старших заставляют за ними мыть.
  Трудотерапией здесь называют работу на скотном дворе, за которую детям  не платят:  Рабочие стоят и курят, а мы делаем за них все самое тяжелое.
  Когда один мальчик сказал:  Я не буду на вас работать!", его ударили по  лицу".
    Чем жить здесь, лучше быть бомжом,   заплакал один паренек...
    Да не верьте вы им   они ж умственно отсталые,   кипятились  воспитательницы, узнав о жалобах.
  А когда мы попросили отвести нас в отделение детей с глубокой степенью  умственной отсталости, они побледнели. Вонючие грязные наволочки и кровати  чуть ли не одна на другой и в коридорах   это нам показывать явно не  собирались. Учат в этом интернате лишь сохранных детей. Например, из 76  ребятишек, которые находятся на постельном режиме, занимаются только с 14.
  Смотреть на них больно. От них отказались и медицина, и родители.
 17-летние  дети весом 4 килограмма лежат, подтянув коленки к подбородку, с невероятной  тоской в глазах. У них нет даже памперсов: после еды их кладут на клеенки,  чтобы не описали белье. С колясочниками и лежачими не гуляют.
    Во всех интернатах России тщательно маскируют жестокое обращение с  детьми,   уверена Яковлева.
    Я хочу застрелиться!   не мог оправиться от шока ездивший с нами
  американец Роберт Стак, занимающийся в Штатах проблемами инвалидов.
 
  Дети сами себе роют могилы
 
  ...В 1989 году в семье Колосковых родилась Веруня. Марине, жене Сергея,
  сразу предложили от нее отказаться. Сказали: дауны бесперспективны.
 Сегодня  Вера учится в школе с обычными детьми, плавает в бассейне, ходит в секцию  бадминтона, посещает занятия по танцу фламенко. Все это   плод колоссальных  усилий ее родителей. Которые не поддались на уговоры отказаться от ребенка, а развернули активную общественную работу среди родителей. Они начинали с  нуля: сами думали, как развивать и учить ребенка. Сами искали спонсоров,  педагогов, единомышленников, разрабатывали методики. В 1993 году создали  ассоциацию для родителей  Даун-Синдром". Открыли театр простодушных, где  играют даунята, творческий центр для них. Колосковы постоянно ездят по  роддомам и уговаривают мам и пап не отказываться от детей.
  Ассоциация принимает активное участие в изменении законов, касающихся  прав инвалидов, и добивается выполнения существующих. Проблема с
  образованием детей с тяжелыми нарушениями   ключевая. Конституция и  международные конвенции гарантируют им такое же право на обучение, как всем  гражданам. Но реализовать его невозможно: для них нет специалистов,
  учреждений, стандартов обучения. Образование в России получают около 230  тыс. детей-инвалидов из 650 тысяч. У нас почти нет спецшкол и детсадов, как  и мастерских профподготовки. В последние годы развалилась система мастерских  даже для людей с легкими и средними нарушениями.
  А в столице до сих пор действует межведомственный приказ, содержащий  противопоказания для приема детей в коррекционные учебные заведения:   Тяжелые формы слабоумия, резко выраженная имбецильность, идиотия, в том  числе при синдроме Дауна..." Уже само наличие противопоказаний   нарушение  конституционных прав ребенка. Год назад депутат Мосгордумы Бунимович  обращался к заму мэра Швецовой с предложением обеспечить возможность  получения образования этим детям, в том числе в интернатах; выделить на это  из бюджета деньги и исключить противопоказания.
  В ответе Швецова запуталась в цифрах: в Москве всего 2173
  ребенка-инвалида с умственной отсталостью, из которых 700 учатся, а 2003
  содержатся в интернатах соцзащиты (т.е. не учатся). И упомянула, что
  Депздрав решил... пересмотреть список болезней-противопоказаний. Именно  пересмотреть, а не отменить. Но год прошел, а он не пересмотрен.
  Не лучше ситуация и с социальной адаптацией. По словам мам, в центры
  психолого-медико-социального сопровождения их детей не берут со словами:   Все равно для вас нет специалистов".
    Когда у нас говорят  реабилитация", подразумевают медпомощь, а не
  социальную реабилитацию,   говорит Дименштейн.   А детей с тяжелыми
  нарушениями надо учить элементарным вещам: застегивать пуговицы, ходить в  туалет, общаться. Тут лекарства не помогут.
  В Москве теми или иными видами помощи охвачено не более 15% детей с
  тяжелыми нарушениями развития. Созданный на деньги благотворителей ЦЛП   один из немногих российских центров, где занимаются теми, кого никуда больше  не берут. Своей очереди сюда мамы ждут по 1,5 года. За 15 лет через центр  прошло более 7 тысяч детей. Каждому разрабатывают программу обучения и  развития. Опыт центра показал: неперспективных детей не бывает. Дети с  клеймом  необучаемые" нередко потом идут в обычные школы.
  ...Передо мной   симпатичный мальчик в очках. Он может часами
  рассматривать кубики. У 5-летнего Никиты Белякова, который занимается в
 ЦЛП,  туберозный склероз, симптоматическая эпилепсия, грубая задержка
  психоречевого развития, элементы аутичного поведения.
    Мой ребенок хочет общаться, но не знает, как,   рассказывает мама
  Оля.   В прошлом году пыталась устроить Никитку в сад   комиссия долго
  смотрела, умеет ли он вкладывать треугольничек в треугольничек. И сказала,  что он... не подходит по возрасту. А ему 4,5 года!
  Раньше (в течение 11 лет) ЦЛП был бесплатным. Но щедрость
  благотворителей истощилась: теперь родители скидываются, кто сколько
 сможет.
  А государство не берет детей с серьезными проблемами развития в школы. То  есть не тратит на их образование ни гроша.
  Еще в 1998 году специалисты ЦЛП предлагали правительству Москвы
  программу выхода из кризиса: предусмотренные бюджетом деньги на интернаты  направлять детям (часть   семье, часть   на индивидуальный счет, откуда их  можно будет перечислять лишь на образование или реабилитацию). Тогда их  будет выгодно усыновлять или оставлять в семье. А государство сможет  экономить на интернатах. Но предложения пока не рассматривались.
  Итог печален. Сотни тысяч российских детей поставлены перед выбором:
  либо интернат, либо сидение дома взаперти. И конец у них будет одинаково
  безысходным.
    Тем, которые умирают, мы сами делаем гробы. И сами копаем ямы, 
  сказали нам мальчики из того самого  не худшего" интерната...
  Остается добавить, что уполномоченный по правам человека в РФ готовит
  доклад о положении детей-инвалидов в России, который поступит президенту, в  Совет Федерации, Госдуму. А по поводу посещенного нами интерната  уполномоченный обратится в прокуратуру.
 
  Справка МК:
  В Москве 7 детских психоневрологических интернатов, где содержатся 2  тысячи детей (в статистику не входят те, кто умирает в первые месяцы жизни в  интернате). В детских интернатах России живет 85 тысяч детей-инвалидов, из  них около 30 тысяч   с тяжелыми физическими и умственными отклонениями.
 
  "Московский Комсомолец" от 26.04.2005
      Екатерина ПИЧУГИНА.
 
    ЗАО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"

 

Tags: Сергей, детдом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →