Ольга Оводова (olga_ovodova) wrote,
Ольга Оводова
olga_ovodova

Categories:

Изобретатели 7. Хорошо или плохо?

и опыты с воздухом.

В ТРИЗ-педагогике (за собственно изобретателей не поручусь) есть популярный метод - "хорошо-плохо". Берем какое-то явление и рассматриваем его под разными углами.
Явление одна девочка предложила очень удачное: Я люблю животных.
Даша любит животных, это хорошо, потому что животные уменьшают стресс
Это плохо, потому что животные могут чем-нибудь заразить
Это хорошо, потому что животное может тебя защитить
Это плохо, потому что родители могут не разрешить завести животное, будешь скучать
Это хорошо, потому что Даша хорошо заботится о животных, раз их любит
Это плохо, потому что животные мешают заниматься
Это хорошо, потому что с животными весело
Это плохо, потому что я огорчаюсь, когда животные обижают друг друга
Это хорошо, потому что животные милые
Это плохо, потому что с собакой надо гулять в любую погоду
Это хорошо, потому что собака может возить тебя на санках
Это плохо, потому что животные переносят бешенство
Это хорошо, потому что животные дают нам молоко
Это плохо, потому что дикие животные могут тебя съесть
Это хорошо, потому что животных можно дрессировать
Это плохо, потому что у человека может быть аллергия
Это хорошо, потому что животных приятно гладить.

Также поговорили о том, что и хорошими и плохими могут быть какие-то свойства личности, например "я все делаю быстро" это хорошо или плохо?

Задача (из книги "И тут появился изобретатель"). Однажды знаменитый тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге:
- Трудно работать. Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом, сам понимаешь, увеличивается вероятность неудачных "приводнений" и травм. Когда падаешь с высоты, вода не такаю уж мягкая... Иногда вижу: хочет спортсмен попробовать новый элемент, но боится ушибов, боится из-за травмы не попасть на соревнования.
- Ничего не поделаешь, - вздохнул коллега. - Такой у нас вид спорта. В моей группе тоже бывают травмы при неудачных прыжках.
И тут появился изобретатель. - Травм больше не будет, - сказал он. Сделаем воду мягче. Для этого нужно...
Как вы думаете: что надо сделать с водой, чтобы она стала мягче и чтобы спортсмены не травмировались при неудачных прыжках?

- Мозговой штурм!!! - ликуют дети. Объясняю, что правила в этот раз будут другие, мы будем к каждой идее сразу придумывать, что в ней хорошо, а что плохо. В мозговом штурме идеи не обсуждаются в процессе, только после.
- Насыпать куски поролона в бассейн. Не ударишься, но пока будешь выныривать, задохнешься.
- Не прыгать. Не будет травм, но и спорта не будет.
- Матрац на дно. Защищает от удара об дно, но не от удара об воду
- Антистрессовые шарики слоем по воде (тот же мальчик, который со стрессом боролся животными)
- Защитить пловца чем-то вроде скафандра. Безопасно, но утонешь
- Защитить пловца костюмом с воздухом. Безопасно, но трудно выполнять трюки.

Тут я вижу, что народ буксует, и немного направляю - вернемся к теме антистрессовых шариков.
- Надо поставить человека, который будет в момент прыжка выстреливать из ружья этими шариками.
- Нет, нажимать кнопку, пусть автомат выстреливает.
Где сделать кнопку, чтобы ничего не зависело от человека, который может отвлечься?
- На доске, по которой идет спортсмен к прыжку.

И все-таки, как устроены эти ваши антистрессовые шарики?
- Тонкая резина, а внутри воздух.
Что можно убрать?
- Воздух. Нет, резину. Нет воздух. Нет, все-таки резину! Оставить только пузыри воздуха!

Очень подробно описано решение этой задачи детьми здесь. Интересно, что мои прошли почти таким же путем, только сначала придумали кнопку, а потом пузыри.

Еще задача. Вы знаете, что самолет оставляет след. Почему? След это хорошо или плохо? В каком случае это очень плохо? Во время войны наши летчики вынуждены были выкручиваться, чтобы их не заметили. Как? Из книги Объяснить необъяснимое.
Решили довольно быстро, а главное видно, как народ плавно переходит от прямолинейного накидывания сумасбродных идей к рассуждению. Молодцы, ничего не скажешь. Всего несколько занятий, а какой эффект.

6. Поговорим о свойствах воздуха.
a) Что вы знаете о воздухе? (прозрачный, не имеет запаха и вкуса, имеет вес, заполняет весь предоставленный объем, может нагреваться и охлаждаться, перемещаться, необходим для жизни)
b) Если подойти поближе к батарее станет теплее или холоднее? А если подняться выше, поближе к солнцу, воздух станет теплее или холоднее? Вспомните, жарко или холодно стало Незнайке и его друзьям. Почему их шар стал падать?
c) Как вы можете узнать из другой комнаты, что мама готовит? По запаху. Что такое запах? Как запах прилетает в вашу комнату? Это доказывает, что воздух постоянно в движении.
d) Наденем на холодную бутылку шарик и нагреем ее.
e) Накроем линейку свернутой и развернутой газетой. Какую легко поднять, а какую трудно? Почему так происходит? - газета была небольшой, разницы почти не почувтствовали.
f) Воздух давит на нас. Но почему мы этого не чувствуем? Что будет, если воздух вокруг нас исчезнет?
g) В стакан налить воды, подуть из трубочки. Что вы видите? Назовите как можно больше наблюдений. Дуйте быстро и медленно, из широкой трубочки и из узкой. Почему струя воздуха превращается в отдельные пузырьки? Почему всплывая пузырьки изменяются в размерах? Почему меняется форма пузырьков? - никакого исследования не вышло, всем так нравится выбулькивать воду из стакана на стол, что им не до меня, моих вопросов и своих размышлений. Во поэтому я не хочу делать занятие из одних сплошных экспериментов.
h) Насыпать в стакан пенопластовые крошки, размешать воду ложкой, засечь время, за которое вода успокоится. То же самое, но вдувая воздух. Опыт описан все в той же "Первой научной лаборатории", но без объяснения. Получился у всех, разница во времени раза в три.

i) Опустить перевернутый стакан в тазик с водой. Аааа, это мы знаем, - сказали все.
j) Выдуть пинг-понговый шарик из воронки, дуя вдоль воронки. На вопрос, какое тяжелое тело понимается вверх из-за разницы давлений, ответить даже не пытались, хотели уже беситься, а не размышлять.

Смотрели видео:
Tags: изобретатели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments